Охрана труда

Охрана труда

 

Охрана труда для работника – единственный способ сохранить самое главное богатство –жизнь, здоровье и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой и строго выполняемой частью его трудовых обязанностей.
ГУО "Карпекский детский сад Полоцкого района" определяет единую систему орга­низации работы по охране труда, устанавливающей обязанности должностных лиц по обеспечению здоровых и безопасных усло­вий труда и проведению образовательного про­цесса по предупреждению травматизма и других несчастных слу­чаев в учреждении. Работа по охране труда в нашем учреждении построена на принципе приоритета жизни и здоровья дошколь­ников и работников учреждения по отношению к ре­зультатам образовательного процесса дошкольни­ков и трудовой деятельности работников учреждения образова­ния.

Охрана труда  - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.   

 Цель в области охраны труда:

улучшение условий труда работников и повышение качества образовательного процесса по формированию основ безопасной жизнедеятельности в дошкольном учреждении.

Основные задачи в области охраны труда:

  • организация ежеквартального анализа выполнения мероприятий, направлен­ных на достижение безопасности труда, постоянное улучшение системы управ­ления охраны труда;
  • доведение до каждого работника его прав и обязанностей по охране труда;
  • совершенствование деловых отношений с коллегами, создание благопри­ятных эмоционально-психологических условий на каждом рабочем месте;
  • соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • непрерывная идентификация опасностей, оценка рисков и управление ими на рабочих местах, проведение предупреждающих и корректирующих дейст­вий, направленных на предотвращение возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

       С каждым годом все совершеннее становятся условия труда че­ловека. Обновляется и совершенствуется   техника и оборудова­ние. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - также происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. На первое место, исходя из экономической и со­циальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей. Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, профили, виды дошкольных учрежде­ний. В связи с этим возникает необходимость в расширении ра­боты по охране труда. Очень важно, в настоящее время, своевре­менно организовывать работу по обеспечению здоровых и безо­пасных условий труда, планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивать учреждения необходимой документацией и учебно-наглядным материалом по охране труда и техники безопасности.

В своей работе администрация  руководствуется нормативно- правовыми актами в области охраны труда:

 Законом Республики Беларусь «Об охране труда»Трудовым кодексом Республики Беларусь, положениями  и типовыми инструкциями, Директивой Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» №1 от 11.03.2004г.Декретом Президента Республики Беларусь №7 от 23.11.2017г. «Общие требования  пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов принадлежащих субъектам хозяйствования»

Организация охраны труда в нашем учреждении регламен­тируется основными нормативными документами:

1. Устав учреждения дошкольного образования.

2. Коллективный договор, где оговариваются:

  • социально-экономические мероприятия, меры по стимулированию;                       
  • повы­шения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров;             
  • уста­новление компенсаций и льгот при выполнении работ с вредными условиями труда, обязательные социальные гарантии и компенсации;
  • мероприятия организационно-технического направления, заключаю­щиеся в организации служб и комиссий по охране труда в целях планирования и осуществления работы по охране труда.

3. Правила внутреннего трудового распорядка, где прописаны правила приёма на работу на основании трудового договора, основные права и обязанно­сти работников и работодателя, рабочее время труда и отдыха, поощрения за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

  4. Положение об организации охраны труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы в учреждении дошкольного образования по охране труда, функции, права и ответственность.                          

Организация работы по охране труда проводится по основным направлениям:

  1. Соблюдение законодательства и иных нормативно-правовых документов по охране труда.
  2. Контроль за состоянием охраны труда и организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  3. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников учреждения образования.
  4. Организация профилактической работы по снижению травматизма среди воспитанников и работников яслей - сада.
  5. Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление от­чётности, ведение документации.

        В учреждении дошкольного образования проводится контроль за состоянием охраны труда. Целью контроля  является создание здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждение несчастных случаев, аварийных ситуаций. Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда. Контроль предусматривает выявление нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.                                                 

         Основными задачами контроля являются:

         выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

         оценка состояния условий труда работающих;

          выполнение работающими должностных обязанностей по охране труда и требований других  локальных нормативных актов по охране труда;

         принятие мер  по устранению выявленных недостатков и т.п.

          Основные виды контроля:

       контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителем и специалистами  в соответствии с их должностными обязанностями:

        периодический  контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляемый руководителем с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда;

        общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами.

Периодический контроль подразделяется на ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный.  

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется в групповых ячейках, кабинетах, физкультурном и музы­кальном залах, на пищеблоке, в прачечной, на участках групп, ответст­венность за него возложена на воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей по физическому воспитанию, педагога – психолога, учителей – дефектологов,  рабочих по стирке белья и спецодежды, поваров.   Ежедневный контроль также осуществляется заместителем заведующего по хозяйственной работе, заместителем заведующего по основной дея­тельности, председателем профкома, общественным инспектором. Результаты фиксируются в журналах ежедневного контроля.

Ежедневно проверяются:

состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов;

безопасность технологического оборудования - наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

исправность вентиляционных систем и установок;

соблюдение работни­ками требований безопасности при выполнении работ; 

наличие и правильное использование средств индивидуальной защиты;

соблюдение работниками требований безопасности.

 Ежемесячный  контроль включает в себя:

 результаты ежедневного контроля;

 выполнение мероприятии, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планом мероприятий по охране труда, мероприятий по управлению рисками;

 выполнение приказов и распоряжений заведующего я/сада, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также результаты рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по охране труда;

 исправность и соответствие оборудования, транспортных средств требованиям охраны труда;

 соблюдение работниками правил, норм, инструкций по охране труда;

 выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных систем и установок, соблюдение инструкций;

 состояние рабочих мест, территории, прилегающей к учреждению;

 наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров);

 своевременность проведения инструктажа по охране труда работникам;

 наличие средств индивидуальной защиты и правильность их ис-пользования работниками;

 предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

 состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами;

 соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

 состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие учебных пособий и средств наглядной агитации.

Осуществляется заместителем заведующего по хозяйст­венной работе, общественным инспектором профсоюза по охране труда. Недостатки заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда.

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем учреждения, заместителем заведующего по основной деятельности с участием заместителя за­ведующего по хозяйственной работе и общественного инспектора по ох­ране труда. Производится осмотр всего учреждения, по результатам ежеквартального контроля оформляется протокол.

         Постоянно проводятся Дни охраны тру­да, Недели охраны труда, месячники, цель которых профилактика производст­венного травматизма, предупреждение несчастных случаев,  а также своевременное устранение недостатков и нарушений, которые могут стать причинами травм, аварий.

Основными формами информационной работы в области охраны труда являются:

размещение  и обновление информации в уголке по охране труда;

наличие плакатов, сигнальных цветов и знаков безопасности, памяток, газет;

проведение дней, недель, месячников охраны труда;

участие в семинарах, совещаниях, собраниях и т.д.

         За  осуществлением   общественного контроля  за соблюдением законодательства об охране труда   ответственность возложена на общественного инспектора. Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.    

         Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:

  • осуществление постоянного контроля контролируемых субъектов;
  • выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
  • оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
  • выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
  • принятие мер по устранению выявленных недостатков.

Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • регулярно осматривает состояние рабочих мест, территории, других мест работы;       
  • контролирует  соответствие технологических процессов требованиям охраны труда;
  • участвует в проведении периодического контроля, подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда;
  • вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением  законодательства  об охране труда
свернуть

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Охрана труда

 
 

Охрана труда для работника – единственный способ сохранить самое главное богатство –жизнь, здоровье и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой и строго выполняемой частью его трудовых обязанностей.
ГУО "Карпекский детский сад Полоцкого района" определяет единую систему орга­низации работы по охране труда, устанавливающей обязанности должностных лиц по обеспечению здоровых и безопасных усло­вий труда и проведению образовательного про­цесса по предупреждению травматизма и других несчастных слу­чаев в учреждении. Работа по охране труда в нашем учреждении построена на принципе приоритета жизни и здоровья дошколь­ников и работников учреждения по отношению к ре­зультатам образовательного процесса дошкольни­ков и трудовой деятельности работников учреждения образова­ния.

Охрана труда  - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.   

 Цель в области охраны труда:

улучшение условий труда работников и повышение качества образовательного процесса по формированию основ безопасной жизнедеятельности в дошкольном учреждении.

Основные задачи в области охраны труда:

  • организация ежеквартального анализа выполнения мероприятий, направлен­ных на достижение безопасности труда, постоянное улучшение системы управ­ления охраны труда;
  • доведение до каждого работника его прав и обязанностей по охране труда;
  • совершенствование деловых отношений с коллегами, создание благопри­ятных эмоционально-психологических условий на каждом рабочем месте;
  • соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • непрерывная идентификация опасностей, оценка рисков и управление ими на рабочих местах, проведение предупреждающих и корректирующих дейст­вий, направленных на предотвращение возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

       С каждым годом все совершеннее становятся условия труда че­ловека. Обновляется и совершенствуется   техника и оборудова­ние. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - также происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. На первое место, исходя из экономической и со­циальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей. Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, профили, виды дошкольных учрежде­ний. В связи с этим возникает необходимость в расширении ра­боты по охране труда. Очень важно, в настоящее время, своевре­менно организовывать работу по обеспечению здоровых и безо­пасных условий труда, планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивать учреждения необходимой документацией и учебно-наглядным материалом по охране труда и техники безопасности.

В своей работе администрация  руководствуется нормативно- правовыми актами в области охраны труда:

 Законом Республики Беларусь «Об охране труда»Трудовым кодексом Республики Беларусь, положениями  и типовыми инструкциями, Директивой Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» №1 от 11.03.2004г.Декретом Президента Республики Беларусь №7 от 23.11.2017г. «Общие требования  пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов принадлежащих субъектам хозяйствования»

Организация охраны труда в нашем учреждении регламен­тируется основными нормативными документами:

1. Устав учреждения дошкольного образования.

2. Коллективный договор, где оговариваются:

  • социально-экономические мероприятия, меры по стимулированию;                       
  • повы­шения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров;             
  • уста­новление компенсаций и льгот при выполнении работ с вредными условиями труда, обязательные социальные гарантии и компенсации;
  • мероприятия организационно-технического направления, заключаю­щиеся в организации служб и комиссий по охране труда в целях планирования и осуществления работы по охране труда.

3. Правила внутреннего трудового распорядка, где прописаны правила приёма на работу на основании трудового договора, основные права и обязанно­сти работников и работодателя, рабочее время труда и отдыха, поощрения за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

  4. Положение об организации охраны труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы в учреждении дошкольного образования по охране труда, функции, права и ответственность.                          

Организация работы по охране труда проводится по основным направлениям:

  1. Соблюдение законодательства и иных нормативно-правовых документов по охране труда.
  2. Контроль за состоянием охраны труда и организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  3. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников учреждения образования.
  4. Организация профилактической работы по снижению травматизма среди воспитанников и работников яслей - сада.
  5. Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление от­чётности, ведение документации.

        В учреждении дошкольного образования проводится контроль за состоянием охраны труда. Целью контроля  является создание здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждение несчастных случаев, аварийных ситуаций. Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда. Контроль предусматривает выявление нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.                                                 

         Основными задачами контроля являются:

         выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

         оценка состояния условий труда работающих;

          выполнение работающими должностных обязанностей по охране труда и требований других  локальных нормативных актов по охране труда;

         принятие мер  по устранению выявленных недостатков и т.п.

          Основные виды контроля:

       контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителем и специалистами  в соответствии с их должностными обязанностями:

        периодический  контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляемый руководителем с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда;

        общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами.

Периодический контроль подразделяется на ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный.  

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется в групповых ячейках, кабинетах, физкультурном и музы­кальном залах, на пищеблоке, в прачечной, на участках групп, ответст­венность за него возложена на воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей по физическому воспитанию, педагога – психолога, учителей – дефектологов,  рабочих по стирке белья и спецодежды, поваров.   Ежедневный контроль также осуществляется заместителем заведующего по хозяйственной работе, заместителем заведующего по основной дея­тельности, председателем профкома, общественным инспектором. Результаты фиксируются в журналах ежедневного контроля.

Ежедневно проверяются:

состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов;

безопасность технологического оборудования - наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

исправность вентиляционных систем и установок;

соблюдение работни­ками требований безопасности при выполнении работ; 

наличие и правильное использование средств индивидуальной защиты;

соблюдение работниками требований безопасности.

 Ежемесячный  контроль включает в себя:

 результаты ежедневного контроля;

 выполнение мероприятии, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планом мероприятий по охране труда, мероприятий по управлению рисками;

 выполнение приказов и распоряжений заведующего я/сада, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также результаты рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по охране труда;

 исправность и соответствие оборудования, транспортных средств требованиям охраны труда;

 соблюдение работниками правил, норм, инструкций по охране труда;

 выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных систем и установок, соблюдение инструкций;

 состояние рабочих мест, территории, прилегающей к учреждению;

 наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров);

 своевременность проведения инструктажа по охране труда работникам;

 наличие средств индивидуальной защиты и правильность их ис-пользования работниками;

 предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

 состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами;

 соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

 состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие учебных пособий и средств наглядной агитации.

Осуществляется заместителем заведующего по хозяйст­венной работе, общественным инспектором профсоюза по охране труда. Недостатки заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоянием охраны труда.

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем учреждения, заместителем заведующего по основной деятельности с участием заместителя за­ведующего по хозяйственной работе и общественного инспектора по ох­ране труда. Производится осмотр всего учреждения, по результатам ежеквартального контроля оформляется протокол.

         Постоянно проводятся Дни охраны тру­да, Недели охраны труда, месячники, цель которых профилактика производст­венного травматизма, предупреждение несчастных случаев,  а также своевременное устранение недостатков и нарушений, которые могут стать причинами травм, аварий.

Основными формами информационной работы в области охраны труда являются:

размещение  и обновление информации в уголке по охране труда;

наличие плакатов, сигнальных цветов и знаков безопасности, памяток, газет;

проведение дней, недель, месячников охраны труда;

участие в семинарах, совещаниях, собраниях и т.д.

         За  осуществлением   общественного контроля  за соблюдением законодательства об охране труда   ответственность возложена на общественного инспектора. Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.    

         Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:

  • осуществление постоянного контроля контролируемых субъектов;
  • выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
  • оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
  • выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
  • принятие мер по устранению выявленных недостатков.

Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • регулярно осматривает состояние рабочих мест, территории, других мест работы;       
  • контролирует  соответствие технологических процессов требованиям охраны труда;
  • участвует в проведении периодического контроля, подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда;
  • вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением  законодательства  об охране труда
свернуть

Директива президента Республики Беларусь № 1

11 марта 2004 г. № 1

О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ

     Безответственность и халатность, невыполнение требований пожарной безопасности, строительных норм привели к гибели людей в Козловщинском психоневрологическом доме-интернате Гродненской области и Краснопольской средней школе № 1 Могилевской области.

     В результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций в 2003 году погибло почти 1300 человек. Ущерб экономике и экологии страны от пожаров ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.

     Имеет место гибель военнослужащих Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов при обстоятельствах, не связанных с профессиональным риском.

     Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социальноэкономического развития страны, улучшения жизни людей.

     Одной из причин чрезвычайных ситуаций, нарушений трудовой дисциплины, производственного травматизма и дорожно-транспортных происшествий является пьянство. В прошлом году за распитие спиртных напитков на рабочих местах органами внутренних дел привлечено к административной ответственности свыше 50 тысяч работников организаций всех форм собственности. От управления автотранспортом отстранены 83,8 тысячи водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 1,8 тысячи человек, получили ранения и увечья 7,4 тысячи. 

     Указанные факты свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в функционировании системы обеспечения общественной безопасности, о неполном выполнении органами государственного управления своих задач в данной сфере. Это подтверждают и обращения граждан, поступающие на рассмотрение Главы государства. В результате общество несет невосполнимые потери, а имеющиеся резервы для улучшения положения в стране остаются неиспользованными.

     В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины:

     1. Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям:

1.1. в 2004 году повсеместно провести обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности и принять необходимые решения о выполнении ремонтных работ и об эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии;

1.2. организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

1.3. включить в перечень критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;

1.4. обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;

1.5. регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;

1.6. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения: о повышении персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины; об усилении контроля за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения; о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей.

     2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.1. до 1 мая 2004 г. внести на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", предусмотрев в нем ответственность за причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;

2.2. совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать и до 1 июня 2004 г. представить Президенту Республики Беларусь проект правового акта, в котором предусмотреть меры по созданию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь на 2004-2007 годы;

2.3. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения либо в установленном порядке внести проекты соответствующих нормативных правовых актов: о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений; об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения; об увеличении платы за пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.

     3. Комитету государственной безопасности, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным комитетом по авиации, Белорусской железной дорогой и Минским горисполкомом разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене.

     4. Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 апреля 2004 г. принять меры к обеспечению совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

    5. Комитету государственного контроля усовершенствовать методику проверок субъектов предпринимательской деятельности, усилить внимание к предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

     6. Министерству информации, печатным и электронным средствам массовой информации: с 20 марта 2004 г. ввести рубрики и циклы передач по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, охраны труда и техники безопасности, рационального использования природных и энергетических ресурсов; систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений.

     7. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 октября 2004 г. обеспечить проверки организации работы по обслуживанию населения, состояния трудовой дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства и результаты их рассмотреть на заседаниях исполкомов. Учитывая общественную важность предотвращения потерь, вызванных безответственностью, равнодушием и снижением нравственных норм, обращаюсь: к Советам депутатов всех уровней, Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусскому республиканскому союзу молодежи активнее участвовать во внедрении системы государственных социальных стандартов, решительнее защищать права тружеников, в том числе в негосударственных организациях, оказывать содействие в борьбе с пьянством, строго контролировать рациональное использование природных и энергетических ресурсов, охрану окружающей среды; к коллективам работников, всем гражданам содействовать реализации положений настоящей Директивы, неукоснительно выполнять требования законодательства. Это необходимо для оздоровления общества, укрепления правопорядка, усиления могущества и авторитета нашей страны.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

свернуть

Примерная инструкция по мерам безопасности

Концепция «нулевого травматизма»

 

«Жизнь священна, и у каждого человека есть право вернуться домой живым после работы», — так говорит о глобальной миссии «Vision Zero» генеральный секретарь МАСО Ханс-Хорст Конколевски. — От того, каким будет будущее сферы охраны труда, без сомнения, зависит жизнь как нынешнего, так и следующего поколений».

Республика Беларусь намерена следовать концепции «нулевого травматизма» в сфере охраны труда. Концепция предлагает семь «золотых правил».

Золотое правило №1: стать лидером — показать приверженность принципам

Мы можем стать лидерами каждый на своем рабочем месте и нести личную ответственность за безопасность.

 

Золотое правило №2: выявлять угрозы — контролировать риски

Риску подвергаются все рабочие на любых рабочих местах. Поэтому их оценка является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры.

Золотое правило №3: определять цели — разрабатывать программы

Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов.

Золотое правило №4: создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации

Золотое правило №5: обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием

Создавая безопасность и комфорт, легко превратить рабочее место в приятное для каждого работника — своего рода второй дом, куда человек будет приходить не только за зарплатой, но и в предвкушении новой интересной работы.

Золотое правило №6: повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки

Самым главным должно стать повышение квалификаций и образование сотрудников. Это всегда лежит в основе культуры безопасного поведения.

Золотое правило №7: инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия

Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!

 

«Неделя нулевого травматизма« и поддержка концепции «Vision Zero«

Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь «золотых правил», реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 «Стать лидером — показать приверженность принципам» (далее — Правило N 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила N 1 достигается путем:

личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.

Правило N 2 «Выявлять угрозы — контролировать риски» (далее — Правило N 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по:

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила N 2 достигается путем:

создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

организации расследования несчастных случаев на производстве;

осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило N 3 «Определять цели — разрабатывать программы» (далее — Правило N 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанности по:

обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила N 3 достигается путем:

разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило N 4 «Создать систему безопасности и гигиены труда — достичь высокого уровня организации» (далее — Правило N 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

внедрения систем управления охраной труда;

обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило N 5 «Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием»(далее — Правило N 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизации и автоматизации технологических процессов;

обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило N 6 «Повышать квалификацию — развивать профессиональные навыки» (далее — Правило N 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила N 6 достигается путем:

проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 «Инвестировать в кадры — мотивировать посредством участия» (далее — Правило N 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работающий обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила N 7 достигается путем:

проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.

свернуть

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА

 

Создание нанимателем безопасных условий труда, т.е. таких, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Систематический анализ причин (технических, организационных, личностных) возникновения травм на производстве, принятие незамедлительных мер по их устранению и недопущению - являются одним из важнейших условий искоренения производственного травматизма или сведения его к минимуму.

Квалифицированное проведение следующих инструктажей работников по технике безопасности:

Вводный инструктаж должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

Инструктаж на рабочем месте (первичный) – должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику.

Периодический (повторный) инструктаж проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественно питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).

Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.

Текущий инструктаж проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.

Индивидуальная воспитательная работа с лицами, относящимися по субъективным причинам к потенциальным нарушителям мер безопасности.

Все эти меры помогут избежать производственного травматизма или свести его к минимуму.

Травматизм занимает ведущее место в структуре заболеваемости и является одной из основных причин первичной инвалидности и смертности взрослого населения и детей. Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 тысяч человек, из них около 120 тысяч - дети.  В структуре травматизма, по данным РНПЦ травматологии и ортопедии, преобладают: бытовые травмы – 56, 1%, уличные - 17,5%, детские – 16,5%, спортивные – 6,8%, производственные – 1,3%, дорожно – транспортные – 1,8%. И хотя в структуре травм производственные на первый взгляд не самые масштабные, но они охватывают около 10,5 тысяч наиболее дееспособной части населения и наносят большой материальный, физический и моральный урон. 

Что же такое производственная травма?

Производственная травма – это внезапное повреждение, возникающее при выполнении работы или нахождения на предприятиях (учреждениях),влекущее за собой нарушение целостности тканей, правильного функционирования отдельных органов и потерю трудоспособности на какое-то время.

Повторение несчастных случаев, связанных с производством, называется травматизмом. 

Виды производственных травм (несчастных случаев)

Несчастные случаи делятся:

По количеству пострадавших:

  • - одиночные (пострадал один человек);
  • - групповые (пострадало одновременно два и более человека);

По тяжести:

  • легкие (уколы, царапины, ссадины);
  • тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга);
  • с летальным исходом (пострадавший умирает)

В зависимости от обстоятельств:

  • - связанные с производством;
  • - не связанные с производством, но связанные с работой;
  • - несчастные случаи в быту.

Несчастные случаи, не связанные с производством, могут быть отнесены к несчастным случаям, связанным с работой или к несчастным случаям в быту. Несчастный случай признается связанным с работой, если он произошел при выполнении каких – либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РБ по спасению человеческой жизни и т.п.

По причинам вызвавшим травмы: механические, термические, электрические, химические.

По характеру: раны, ушибы, переломы костей, вывихи, ожоги термические и химические, попадание инородных тел в глаза.

Многие из вышеперечисленных видов травм связаны с образованием открытой раны, через которую могут попадать разные инфекции и вызывать воспалительный процесс, вплоть до нагноения. Гнойничковые заболевания являются наиболее частой формой осложнения травм. Особенно это относится к небольшим травмам, то есть микротравмам (царапинам, ссадинам, небольшим порезам, уколам и т.п.), когда пострадавшие не уделяют им серьезного внимания и не обращаются за медицинской помощью. Продолжая работать с открытой ранкой, рабочие загрязняют ее, способствуя более быстрому и интенсивному инфицированию.

Причины производственных травм

Причины возникновения производственных травм условно можно разделить на три категории:

  • Технические - в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п. Последнее относится, прежде всего, ко всем вращающимся и движущимся узлам и агрегатам оборудования, а также к частям оборудования, находящегося под током (клеммам, рубильникам, малоизолированным проводам и т.п.), емкостям с сильнодействующими веществами, горячим поверхностям т.д.
  • Организационные – несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников. Низкая организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
  • Личностные - (человеческий фактор) – особенности характера и наклонностей работающего, его отношение к собственному здоровью и строгому выполнению всех мер безопасности на производстве.

Все вышеперечисленные причины являются как бы общими, порождающими травматизм. Непосредственными же факторами травмирования наиболее часто являются: падение рабочего с высоты, падение тяжестей, отлетание деталей, осколков или инструментом, попадание рукой или другим частям тела в механизмы или другое движущееся оборудование, удары инструментов по руке, ноге или другими частями тела, попадание в глаза пыли, мелких осколков и т.п., отлетание горячих искр, соприкосновение с горячими поверхностями или жидкостями, проводниками, находящимися под током, едкими жидкостями и другими веществами.

Оказание медицинской помощи при производственной травме

Зависит от тяжести полученной травмы и состояния травмированного. Действия очевидцев производственной травмы можно разделить условно на три основных этапа.

Первый этап – помощь на месте происшествия, которая может быть оказана медработниками (например, фельдшером здравпункта, если травма произошла на территории предприятия) или людьми, не имеющими специальной медицинской подготовки, в том числе и самим пострадавшим.

Второй этап – транспортировка пострадавшего (при необходимости) в медицинское учреждение. Основные требования к ней – быстрота и обеспечение оптимальных условий для больного.

Третий этап – лечение больного в специализированном отделении больницы или амбулоторно-поликлинниическом учреждении.

свернуть

Профилактика эмоционального выгорания

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПРОХОЖДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА

 

Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.

Согласно ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст. 27 Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 274-З "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда"" для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение медицинских осмотров работников.

Медицинские осмотры должны проходить все работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, включая совместителей. Работники, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, также должны пройти медицинский осмотр. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных  медицинских осмотров работающих (далее - Инструкция о порядке проведения медосмотров).

Медосмотры лиц, поступающих на работу, и работающих сотрудников проводятся с целью:

·   Определения пригодности к выполнению поручаемой им работы;

· Предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

·  Динамического наблюдения за состоянием здоровья;

· Своевременного выявления профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;

· Профилактики, лечения, медицинской реабилитации лиц с выявленными заболеваниями и улучшения условий их труда.

Обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (за исключением работников бюджетных организаций), осуществляются по договорам, заключенным нанимателем с учреждением здравоохранения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР

Предварительный медосмотр (при поступлении на работу) проводится с целью определения соответствия пригодности потенциального работника к выполнению поручаемой работы.
Для того чтобы учреждение здравоохранения произвело предварительный медицинский осмотр гражданина, наниматель выдает ему направление, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, характер проводимых работ в соответствии с приложениями 1- 3 к Инструкции о порядке проведения медосмотров.
По результатам медицинского осмотра выдается медицинская справка (акт) о состоянии здоровья с указанием годности к работе по данной должности (профессии) в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ

Пункт 4 Инструкции устанавливает перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ. В самостоятельную группу выделены работы, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Для определения наличия основания, как изменение условии труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Для определения наличия оснований для прохождения обязательных медицинских осмотров необходимо руководствоваться приложениями 1-3 к Инструкции, которые содержат в себе:
·         Перечень факторов производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень факторов);
· Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень работ);
· Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.
С целью организации периодических медицинских осмотров п. 22 Инструкции закрепляет за нанимателем обязанность ежегодно составлять список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, видов работ и производственных факторов, указанных в вышеназванных перечнях работ (Приложения 1-3 к Инструкции)   Список профессий до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра, представляется в организацию здравоохранения, (которая направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров не позднее 1 февраля этого же года. На основании списка профессий и графика проведения периодических медосмотров составляется список работников, подлежащих периодическому медосмотру. Данный список за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения.
Проведение внеочередных медосмотров может быть инициировано нанимателем, работником или организацией здравоохранения только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 33 Инструкции. В качестве примеров можно привести такие основания, как изменение условии труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИЕ СРОКИ:

Согласно п. 28 Инструкции при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в приложении 1, периодичность прохождения периодических медосмотров определяется по результатам оценки условий труда со следующей периодичностью:
1 раз в год:
при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, которые по результатам оценки условий труда отнесены к вредным третьего класса третьей, четвертой степени (класс 3.3, 3.4) и (или) опасным четвертого класса (класс 4);
при воздействии химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в пункте 1 приложения 1;
при воздействии химических факторов, указанных в подпункте 1.2.2 пункта 1 приложения 1;
при воздействии биологических факторов, указанных в подпунктах 2.42.52.8 пункта 2 приложения 1;
при воздействии физических факторов, указанных в подпунктах 4.1.14.6 пункта 4 приложения 1;
1 раз в 2 года:
при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, которые по результатам оценки условий труда отнесены к вредным третьего класса первой, второй степени (класс 3.1, 3.2);
при воздействии химических факторов, указанных в подпунктах 1.2.51.2.7 и 1.2.8 пункта 1 приложения 1;
при воздействии биологических факторов, указанных в подпунктах 2.1 - 2.32.6 и 2.7 пункта 2 приложения 1;
при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия, указанных в подпунктах 3.1 - 3.8 пункта 3 приложения 1;
1 раз в 3 года:
при воздействии химических факторов (химических веществ 3-го и (или) 4-го класса опасности), указанных в пункте 1 приложения 1, которые по результатам оценки условий труда отнесены к допустимым (класс 2);
при воздействии химических факторов, указанных в подпунктах 1.2.11.2.31.2.4 и 1.2.6 пункта 1 приложения 1, которые по результатам оценки условий труда отнесены к допустимым (класс 2).

ЕСЛИ РАБОТНИК ОТКАЗЫВАЕТСЯ...

Действующее законодательство предусматривает ряд правовых норм в качестве механизмов реализации обязанности нанимателя, позволяющей применять меры воздействия к лицам, уклоняющимся от прохождения обязательных медосмотров.
Лицо, не прошедшее обязательный медицинский осмотр, не допускается к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Согласно ст. 49 ТК РБ наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.
В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК РБ. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.
Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК РБ. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК РБ, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК РБ).
В соответствии с правилами ст. 199-200 ТК РБ дисциплинарное взыскание применяется не позднее б месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением) постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен.
свернуть

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Целью общественного контроля является:

  • создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
  • предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах,  не связанных с проведением проверок, а именно:

  • мониторинга,  мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
  • участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
  • иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).

Основные задачи общественного инспектора по охране труда:

  1. осуществление постоянного контроля в учреждении;
  2. выявление и предупреждение нарушений  нормативных требований охраны труда;
  3. оценка состояния условий труда работников, безопасности  производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
  4. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по Охране труда;
  5. принятие мер по устранению выявленных недостатков.

Для решения поставленных задач общественный инспектор по Охране труда выполняет следующие функции:

  1. регулярно осматривает  состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
  2.  контролирует:
  • соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
  • работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
  • своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
  • состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
  • обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
  • качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
  1. участвует в:
  • проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • паспортизации санитарно-технического состояния условий и Охраны труда;
  • работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
  • работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
  • проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
  • подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов, дней Охраны труда.
свернуть
Меню раздела